Оптимизация налоговой системы

Введем как постулат следующее положение:
Любая связь между сбором налогов и их последующим распределением неоправданно усложняет процесс сбора налогов.
Наиболее ярким примером взаимосвязи процесса сбора налогов с их последующим распределением являются все налоги с фонда оплаты труда.
Поскольку добавленная стоимость (база для расчета НДС) включает в себя прибыль и фонд оплаты труда, то возникает двойное налогообложение.
Исходя из вышесказанного, озвучим идеальную налоговую систему.

  • Налоги с фонда оплаты труда, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и налог на имущество должны быть заменены единым налогом на добавленную стоимость (НДС) со ставкой равной примерно 36%.
  • Обязанность уплаты налогов с доходов физических лиц (подоходный налог и налог на дивиденды) должна быть полностью перенесена на плечи самих физических лиц.
  • Плательщиками НДС должны быть все хозяйствующие субъекты без исключения (в том числе финансовые организации и организации на УСН).
  • НДС должны облагаться все товары, работы и услуги без исключения. Любые послабления и привилегии должны даваться исключительно в виде прямых дотаций, а не налоговых льгот. Т.е. при необходимости дотаций предприятие должно быть полностью или частично отнесено к бюджетным организациям.
  • Расчет НДС должен вестись только по факту движения денежных средств, а не по факту отгрузки.
  • Должны быть упразднены:
    • упрощенная система налогообложения (УСН);
    • расчет баланса предприятия для фискальных целей;
    • учет амортизации основных средств для фискальных целей;
    • налог на движимое имущество юридических лиц.

Можно предположить, что если ввести такую систему, то:

  • все зарплаты будут «белыми», поскольку «серые» зарплаты станут бессмысленны;
  • возможность «ухода» от уплаты налогов сильно усложнится;
  • многие предприятия смогут обходиться без бухгалтерии;

Усложнение процесса сбора налогов приводит к необходимости увеличения штатов бухгалтерий коммерческих фирм, что увеличивает себестоимость продукции и уменьшает ее конкурентоспособность.
Одной из причин искусственного усложнения налоговой системы является некий секретный документ, выпущенный в СССР в 30-е годы XX века.
Суть этого документа заключалась в том, чтобы при необходимости можно было бы привлечь к ответственности любого бухгалтера за ошибки в бухучете.
Это чисто политическое решение повлекло за собой негативные экономические последствия, которые ощущаются и по сей день.

Как рассчитывается новая ставка НДС, равная 36%

На этом рисунке представлена приблизительная схема соотношения приходов и расходов (в том числе, налогов), существующая на данный момент.

Оптимизация налоговой системы
Расчет новой ставки НДС необходимо вести при условии неизменности общей суммы собираемых налогов:
Оптимизация налоговой системы   (1), где
Оптимизация налоговой системы – сумма сбора налога на добавленную стоимость (ДС) у всех хозяйствующих субъектов;
Оптимизация налоговой системы – сумма сбора налогов с фонда оплаты труда (ФОТ) у всех хозяйствующих субъектов;
Оптимизация налоговой системы – сумма сбора налога на прибыль (П) у всех хозяйствующих субъектов;
СНДС = 0.18 – ставка НДС (18%);
СНФОТ = 0.302 – суммарная ставка налогов с ФОТ (30.2%);
СНП = 0.2 – ставка налога на прибыль (20%).
Оптимизация налоговой системы – сумма сбора нового налога на добавленную стоимость у всех хозяйствующих субъектов.

Подставив в формулу (1) выражения для налогов и поделив обе части равенства на ДС, получим новую ставку НДС:

Оптимизация налоговой системы

Видим, что новая ставка НДС будет зависеть от соотношения отношений ФОТ и прибыли к добавленной стоимости.
Однако если учесть, что при фиксированной добавленной стоимости чем больше ФОТ, тем меньше прибыль и наоборот, то новая ставка будет практически одинаковой при разных соотношениях ФОТ и прибыли.
При нулевой величине прибыли
Сnew=0.37 (37%), а при пренебрежимо малой величине ФОТ относительно ДС
Сnew=0.34 (34%).
Чтобы получить эти цифры, рассчитаем, какие соотношения допустимы между величинами ФОТ, прибыли и добавленной стоимости.
Из рисунка видно, что добавленная стоимость, определяемая как разность между приходами и расходами, в которых выделен НДС, в дальнейшем распределяется следующим образом:

  • затраты, не облагаемые НДС;
  • ФОТ;
  • налоги, исчисляемые от ФОТ;
  • НДС;
  • прибыль после уплаты НДС и НФОТ.

Сведем это в формулу:

Оптимизация налоговой системы, где
ЗбезНДС – это затраты, не облагаемые НДС (в частности, услуги банка).

Подставив в эту формулу значения НФОТ и НДС и поделив все на ДС, получим зависимость отношения ФОТ к ДС, от отношения прибыли и затрат без НДС к ДС:

Оптимизация налоговой системы

Эта формула дает нам предельную величину ФОТ при условии нулевой прибыли (П=0) и пренебрежимо малых затрат, не облагаемых НДС (ЗбезНДС=0):

Оптимизация налоговой системы

Отсюда следует, что величина ФОТ не может быть больше 63% от величины добавленной стоимости.
В противном случае это приводит к отрицательной прибыли, т.е. к убытку.
В следующей таблице приведена зависимость отношения ФОТ к ДС от отношения суммы прибыли и затрат, не облагаемых НДС, к ДС, а также новая ставка НДС в зависимости от этих величин:

Оптимизация налоговой системы 0% 20% 40% 60% 80%
Оптимизация налоговой системы 63% 48% 32% 17% 2%
Cnew 37% 36% 36% 35% 34%

Наиболее реалистичным выглядит значение отношения прибыли к ДС в пределах 20-40%.
(Напомним, что речь идет о среднем значении по всем хозяйствующим субъектам.)
При этом новое значение ставки НДС будет составлять 36%.
Это значение позволит собирать примерно такую же сумму налогов, как и при существующей системе сбора налогов, но с гораздо меньшими издержками как на стороне хозяйствующих субъектов, так и на стороне государства.

По ссылке вы можете ознакомиться с двумя вариантами расчета НДС и налога на прибыль.

Автор: Дмитрий Корсаков

Оставьте Комментарий